| | Обследование транспортных потоков 1999 (октябрь-декабрь) Комплексное обследование октябре-декабре 1999 г. проведено Управлением транспорта и связи на основании Распоряжения Мэра Москвы № 1168-РМ от 18.10.99 г. "О проведении комплексного обследования условий движения на улично-дорожной сети г. Москвы". При обследовании решались следующие задачи: - получение исходных данных для построения матрицы корреспонденций транспортных потоков по всей улично-дорожной сети города;
- получение данных по интенсивности, плотности и скоростным параметрам транспортного потока на всех эле-ментах улично-дорожной сети города;
- получение данных по суточной динамике изменения интенсивности движения в выбранных сечениях улично-дорожной сети;
- получение данных по экологическому ущербу от дорожного движения на опорной сети улиц и дорог города;
- получение данных по загрузке транспортных средств, целям поездки, принадлежности (месте учета) двигающе-гося транспорта и других характеристик транспортного потока, используемых при решении городских градо-строительных задач;
- получение данных по условиям движения общественного транспорта на основных магистралях города;
- получение данных по интенсивности и плотности пешеходных потоков в местах наибольшей концентрации;
- получение данных о характере пользования легковым транспортом;
- получение исходных данных, необходимых для прогнозирования развития дорожно-транспортной ситуации на ближайшую перспективу (3-5 лет).
Комплексное обследование условий движения на улично-дорожной сети города проведено в следующем варианте: - обследование загрузки 214 основных узлов улично-дорожной сети города;
- опрос водителей на выездных пикетах города о целях поездки и использовании МКАД;
- сбор данных по интенсивности и плотности пешеходных потоков в местах наибольшей концентрации (до 120 мест сбора данных), в пиковые интервалы в периоде с 08.30 до 19.00;
- опрос более 20 тыс. водителей транспортных средств о маршрутах движения, на 225 постах по всей улично-дорожной сети города;
- оценка загрузки основных маршрутов движения по городу в более 700 сечениях улично-дорожной сети;
- измерение динамики объема движения (6-ти минутный интервал) непрерывно, специальными радиолокацион-ными датчиками;
- сбор скоростных параметров транспортного потока (средняя скорость сообщения, средняя временная скорость, величина задержки в движении и т.д.) на опорных элементах улично-дорожной сети города ходовыми дорож-ными лабораториями, в движении по специально разработанным маршрутам, по рабочим дням;
- сбор данных по уровню загрязнения воздуха на опорных элементах улично-дорожной сети города стационар-ными измерительными дабораториями по специальной методике;
- по специальному разрешению проведен комплекс работ по дистанционному мониторингу транспортной ситуа-ции на всей улично-дорожной сети города на основе аэрофотосъемки, по специально разработанной методоло-гии;
- проведено выборочное анкетирование владельцев транспортных средств о характере пользования легковым транспортом.
В комплексном обследовании было задействовано около 2100 человек, до 400 транспортных средств, один спе-циально оборудованный для аэрофотосъемки самолет АН-30. Результаты обследования, собраные на различных носи-телях, в настоящее время сконцентрированы в системе мониторинга транспортных потоков. Итоги комплексного об-следования подтвердили правильность принятой методики и достижение поставленных перед обследованием целей. Проведена работа по разработке программно-аппаратного комплекса электронно-картографического отображе-ния результатов обследования. Разработанный програмно-аппаратный комплекс стал базовым для формирования сис-темы мониторинга дорожно-транспортного комплекса на основе геоинформационных систем, позволяющий всем го-родским организациям и структурам работать в едином инструментальном, картографическом и координатном про-странствах. На основе полученных при данном обследовании и обследовании центра Москвы в апреле 1999 г. результатов и в пределах анализа этих результатов, начаты работы по созданию модели анализа и прогноза условий движения на улично-дорожной сети г. Москвы на базе разработанного в Институте системного анализа РАН программного комплек-са TRANSNET. Модель является оригинальной реализацией известных алгоритмов математического моделирования движения транспортного потока по улично-дорожной сети, отличающейся доступным русифицированным интерфей-сом, адаптированностью к улично-дорожной сети Москвы, двухслойной структурой базы данных и др. Структура моде-ли позволяет адаптировать ее для решения нестандартных и специальных задач моделирования как в сфере дорожно-го движения, так и для всех видов городского транспорта. По результатам итогов обработки и анализа материалов обследования сделаны следующие общие выводы: - По результатам обработки 20641 анкет опроса водителей, получены оценки средней длины маршрутов движе-ния по городу, среднего времени поездки, величина среднего количества людей, включая водителя, в транс-портном средстве, величина средней загрузки для грузовых транспортных средств.
- Доля "немосковского" транспорта в опрошенной совокупности водителей свидетельствует об очень высокой взаимозависимости проблем организации и управления движением для Москвы и прилегающих регионов, в первую очередь для Московской области, подтверждая известный постулат о необходимости решения проблем дорожного движения в больших городах только с учетом прилегающей к городу сети.
- Доля маршрутов по МКАДу свидетельствует об ее чрезвычайно важном значении для всей улично-дорожной се-ти города. Относительная интенсивность использования МКАД выше интенсивности использования остальных элементов основной сети. Вместе с тем совокупность оценок позволяет предположить о недогрузке МКАД.
- Относительная интенсивность использования Центра выше относительной интенсивности использования ос-тальных элементов основной сети. При этом о Центре города надо говорить как о сильно перегруженном.
- Анализ скоростных параметров показывает очень высокую величину задержек потока, при этом по МКАД в 5 раз ниже чем по сети без МКАД, а по Центру города - в 2 раза выше.
-
Количество транспортных средств двигающихся по всей улично-дорожной сети Москвы в дневной межпиковый период составляет около 6-7% парка зарегистрированных в городе транспортных средств. Результаты оценок по полученным в результате опроса зависимостям позволяют сделать вывод, что появляю-щиеся на сети города заторы возникают уже при двигающихся 8-10% парка зарегистрированных в городе транспортных средств. - По результатам расчетов и оценок на основании опроса можно предположить, что в течении дня выезжают на улично-дорожную сеть не менее одного раза около 20-24% парка зарегистрированных в Москве транспортных средств, круглогодично эксплуатируется с разной степенью интенсивности только 38-46% парка зарегистриро-ванных в Москве транспортных средств, 36-44% парка эксплуатируется только в летнее время, а 16-26% парка не эксплуатируется вообще. Более точные цифры оценок могут быть получены только целевыми специальными исследованиями.
- Рассчитанная по результатам обследования оценка ожидаемого количества транспортных средств, временно припаркованных в течение дня вне мест постоянного хранения по всему городу - около 11% зарегистрирован-ного парка. Оценка ожидаемого количества транспортных средств, временно припаркованных в течении дня в центре города (включая Садовое кольцо) -около 27% от всех припаркованных. При этом, плотность временной парковки в центре города (около 300 транспортных средств на км сети) примерно в 5 раз выше средней плот-ности временной парковки по городу или в 7 раз выше средней плотности временной парковки по городу вне центра.
-
Результаты специальной обработки и анализа собственно маршрутов движения показывают что улично-дорожная сеть города крайне неразвита, организация движения и условия движения в целом, вынуждают часть во-дителей совершать дополнительные перепробеги. Помимо аналитического анализа, специальной программной обработкой маршрутов движения были получены ис-ходные схемы для топологического анализа наиболее интенсивных групп маршрутов пролегающих по наиболее не-прямолинейным участкам на улично-дорожной сети. Результаты анализа "сгущений" на топограммах убедительно подтверждают актуальность ведущегося в настоящее время строительства третьего кольца, одновременно обосно-вывая необходимость проработки вопросов конфигурации четвертого и пятого колец и строительства их элементов в южной, юго-восточной и северо-западной частях города, а также прямого выхода из города на Рижское шоссе. Результаты топологического анализа неудовлетворенности водителей условиями движения подтверждают актуаль-ность ведущихся в настоящее время и планируемых работ по совершенствованию условий движения на транспорт-ных коридорах и в отдельных локальных узлах, подразумевая, однако, необходимость системной (сетевой) коорди-нации этих работ в рамках разработки комплексной транспортной схемы организации движения для всего города, с отработкой вариантов решений на математических моделях. Кроме того, анализ подтверждает актульность разра-ботки полноценной системы маршрутного ориентирования участников движения на улично-дорожной сети Москвы. - На основе обобщения многочисленных экспериментальных измерений и данных наблюдений на стационарных постах можно сделаны выводы о современном состоянии загрязнения атмосферного воздуха на примагистраль-ных территориях в Москве.
- В составе двигающегося транспортного потока продолжается, как и все послед-ние годы, уменьшение доли гру-зового транспорта, при росте доли легкового.
- По сравнению с 1987 годом увеличился выезд и въезд в город по трудовым целям, но сократился по культурно-бытовым целям и на отдых.
- Анализ зональных корреспонденций автомобилей показал, что закономерности формирования выезжающего и въезжающего потоков практически не изменились с 1987 г., при этом возросла роль МКАД при реализации как внутренних, так и внешних связей.
- Величины пешеходного потока на тротуарах магистральных улиц неравномерны в течении дня, причем боль-шие колебания характерны для периферийных районов. Произошло снижение интенсивности движения на от-дельных участках тротуаров магистральных улиц по сравнению с данными 1973 года.
-
Интенсивность пешеходных потоков в транспортно-пересадочных узлах и на городских площадях различного функционального назначения достаточно неравномерна в течении дня, а также и по дням недели. Максимальные пешеходные потоки по различным сечениям отмечены в разное время суток. На площадях более удаленных от центра города час "пик" приходится на утреннее время, на площадях центральной части города - на дневное и вечернее время. - По данным анкетного обследования произошло увеличение по сравнению с данными 1973 и 1981 гг. дальности поездок, суточного пробега, при этом затраты времени на трудовую поездку практически не изменились. Про-изошло снижение развития массового транспорта, что определяется увеличением соотношения средних затрат времени на трудовую поездку на массовом и индивидуальном транспорте по сравнению с 1973 г.
По результатам итогов обработки и анализа материалов обследования подготовлены конкретные предложения. Итоги проведения обследования обсуждались на заседании Комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса г. Москвы. Комиссия своим решением одобрила результаты обследования и сочла целесообразным продолжить работу по проведению обследований условий движения в городе и по созданию автоматизированных систем монито-ринга и планирования для дорожно-транспортного комплекса. На основе выводов и предложений обследований 1999 г. подготовлено Постановление Правительства Москвы "О мерах по совершенствованию организации дорожного движения в городе Москве". В этом же Постановлении одобрены основные выводы и предложения проведенного в 1999 г. обследования. | | |